Санкт-Петербург
тел. +7 (960) 256-75-35
22.10.2018

Статья, Брунец Н.Н. о выдающемся скрипаче Стефане Грапелли.

Статья, Брунец Н.Н. о выдающемся скрипаче Стефане Грапелли.

Стефан Граппелли, как основатель струнно-джазового ансамбля в 20 веке.

 

Статья педагога дополнительного образования «Академической Гимназии №56» Санкт-Петербурга, Брунец Наталии Николаевны.

В продолжении культовых личностей 20 века предлагаю вам немного окунуться в джаз.

Стефан Граппелли (1908-1997, Париж)- джазовый скрипач, невероятный музыкант.

Он основал вместе с гитаристом Д. Рейнхардтом «Quintette Du Hot Club De France»- один из первых чисто струнных джазовых коллективов. Считается, что именно Граппелли возродил скрипку на джазовой сцене.

Его вдохновляли такие музыканты, как Луи Армстронг, Арт Тэйтум, Бикс Байдербек. Слушая их записи на пластинках, Граппелли начал копировать фразы, затем импровизировать. «Тэйтум был моим богом, я хотел играть на скрипке, как он на рояле»- признался скрипач много лет спустя. Безграничный талант Граппелли дал о себе знать, когда его взяли пианистом в биг-бэнд. Да, именно пианистом. Этот удивительный музыкант владел обоими инструментами- скрипкой и фортепиано.

Немного коснемся его биографии. Рано оставшись без родителей (мать умерла, отца призвали на войну), Стефан вырос в приюте, где и выучился сам играть на этих двух инструментах. Подарок, который сделал ему отец в юном возрасте-скрипка, не заставил долго себя ждать. Вскоре улицы Парижа смогли увидеть начинающую звезду джазовой сцены. Его знали все улицы Монмартра. Но это не помешало ему обучаться в Парижской консерватории с 1924 по 1928гг, где молодой скрипач изучал теорию музыки.

Наряду с этим, Стефан также продолжал играть на улицах, работал тапёром в кинотеатрах, работал и как скрипач салонного оркестра. Научился играть на аккордеоне и саксофоне. Но лишь знакомство, сотрудничество в начале 30-х гг. c Джанго Рейнхардтом и совместное создание ансамбля «Quintette Du Hot Club De France» получило всемирную славу. Это была первая не американская группа, способная конкурировать с американцами. В состав квинтета вошли также гитаристы Роже Шапу и Джозеф Рейнхардт (брат Джанго) и контрабасист Луи Воля. С квинтетом выступали такие знаменитости, как саксофонисты Коулмен Хокинс и Барни Бигард, тромбонист Дикки Уэллс, трубач Рекс Стюарт, мультиинструменталист Бенни Картер и др. Группа добилась популярности и контрактов с такими крупными лейблами, как Decca, Gramophone, Swing, HMV.

Граппелли и Рейнхардт вместе стали самым знаковым скрипично-гитарным дуэтом своего времени. Вплоть до самого начала военных действий их работа была весьма плодотворна: записи на студиях, популярные джем-сейшны в клубах, незабываемые в Плейель, Гаво, ABC, гастрольные туры по Европе и Скандинавии.

В начале второй мировой войны квинтет распался. Стефан остался в Лондоне, где гастролировал ансамбль. Там он пробыл до 1946.( И только в 50-70-е годы Граппелли был вновь востребован на джазовую сцену). А Рейнхардт вернулся в Париж, собирал новые группы, выступал в оккупированных странах и в Северной Африке, и лишь вначале 1950-х судьба свела их снова. Возник новый квинтет Джанго со Стефаном Граппелли, но просуществовал недолго, т к Джанго Рейнхардт вскоре умер.

Теперь немного о достижениях. Их бесконечно много, поэтому перечислять все не буду, только самые значимые. Граппелли записал пластинки со Стаффом Смитом( Violins no end-1957), (Two of the kind, Violin Summit-1966), Джо Венути( Venupelli Blues-1969), Барни Кесселом( Stephan Grappelli meets Barney Kessel- 1969), Иегуди Менухиным( Jealousy-1973), Жан-Люком Понти( Stephan Grappelli and Jean-Luc Ponty-1973) и др.

Весной 1974 выступил в Корнеги-холле в Нью-Йорке. Тринадцать альбомов записаны им совместно с британскими гитаристами Дизом Дисли и Мартином Тэйлором, в 1980-х гг. даны несколько концертов с молодым британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером. Граппелли был награждён орденом Почётного легиона президентом Франции, а также получил премию Грэмми за достижения всей жизни в 1997г. (В этом же году его не стало).

Итак, легендарный джазовый французский скрипач- Стефан Граппелли с композицией «Нуаш».

Стефан Граппелли, изображение №1
Стефан Граппелли, изображение №2

А теперь в противовес медленной и меланхоличной «Нуаж» прозвучит энергичная и заводная «Cheek to cheek»- редкая запись с молодым маэстро.

 

Как я уже упоминала ранее, Граппелли владел обоими инструментами. (Скрипкой и фортепиано). Предлагаю насладиться его джазовой импровизацией в качестве пианиста. Волшебные и оптимистичные настроения унесут вас в светлый, многогранный и «неземной» мир – мир Граппелли.

 

Стефан Граппелли обладал прекрасным чувством юмора, с некоторыми партнёрами его связывала крепкая и искренняя дружба (Джанго Рейнхардт, И. Менухин) Так, например, вспоминая, Граппелли рассказывает курьёзный случай: «Я никогда не забуду тот день, когда Джанго впервые надел вечерний костюм с красными носками. Мне стоило не малого труда объяснить ему, не оскорбляя его гордости, что это «не по правилам». Джанго упорствовал, заявляя, что ему нравится именно так- ведь красное и чёрное отлично сочетаются друг с другом». Давайте послушаем Джанго Рейнхардта в составе ансамбля Quintette du Hot Club de France с композицией «Минорный свинг».

 

Удивительна, своеобразна и уникальна в своём роде джазовая обработка двойного концерта Баха в исполнении Граппелли и Рейнхардта.

 

Ещё несколько ярких выдающихся дуэтов хочу представить вашему обозрению, одним из которых является сотрудничество Стефана и Д. Л. Уэббера. Сам Julian с трепетом вспоминает все выступления с великим артистом.

Стефан Граппелли, изображение №3
Стефан Граппелли, изображение №4

Покорили многотысячную аудиторию и импровизационные звуки гениального дуэта Граппелли и Д. Элингтона.

Стефан Граппелли, изображение №5
Стефан Граппелли, изображение №6
Стефан Граппелли, изображение №7
Стефан Граппелли, изображение №8

В композициях Граппелли и Д. Пасса (американского джазового гитариста) вы услышите использование его «шагающего баса», а также одновременное сочетание нескольких мелодических линий в процессе импровизации.

Стефан Граппелли, изображение №9
Стефан Граппелли, изображение №10
Стефан Граппелли, изображение №11

Нестандартно, своеобразно звучит дуэт Граппелли и известного виолончелиста Йо-йо Ма. Сам господин Ма рассуждал о музыке так: «Самое главное в музыке и творчестве- это взгляд на мир изнутри. Это так, когда кто-то приглашает вас в свой дом…Путешествуя по всему миру, я встретил много людей, которые открывали для меня свой внутренний мир. Когда люди делают это, вы можете посмотреть на мир их глазами, можете обогатить видение этого мира. Чем больше людей приглашают вас в свой внутренний мир, тем больше точек зрения у вас есть. Это означает возможность получить много ответов на одни и те же вопросы.»

Стефан Граппелли, изображение №12

С Иегуди Менухиным, знаменитейшим из классических скрипачей мира, Граппелли, уже тогда выдающийся джазовый скрипач, встретился в «Специальном рождественском шоу Майкла Паркинсона» в 1971 году. Оба чувствовали себя неуютно. Менухин опасался, что Граппелли сочтёт его «бесполезным коллегой, который никогда не играл джаз и способен вспомнить всего одну популярную мелодию». Граппелли боялся того, «во что Менухин превратит мою технику игры». « Прежде чем начать играть, Иегуди выполнил множество йоговских упражнений»- вспоминает ведущий. Граппелли ошеломлённо наблюдал за ним. « Проделаю-ка я то же, что и Менухин,-сказал он, и исполнил что-то вроде танца живота.- Вдруг поможет» Лёд был сломан, музыканты взялись за скрипки и начали испытывать друг друга. Граппелли играл свободно и по памяти, у Менухина все его « импровизации» были записаны в нотную бумагу. Симбиоз двух, казалось бы несовместимых, скрипачей был настолько удивительным, что перерос в дальнейшую дружбу и сотрудничество на долгие годы. В короткометражном фильме- передаче И. Менухин рассказывает некоторые эксклюзивные моменты об этом неординарном музыканте. Замечательно передана атмосфера взаимоотношений двух коллег. Очень рекомендую к просмотру это видео в 4-х частях!

Стефан Граппелли, изображение №13

Стефан Граппелли прожил достаточно долгую и интересную жизнь. Он был человеком светлым, открытым для людей, нового сотрудничества, экспериментов. Он был наделён невероятным талантом, частицей которого делился в своём творчестве с нами- слушателями!
    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: